Эхо события. Этот бескрайний Людвиг ван Бетховен в исполнении неподражаемого Михаила Лидского
- Просмотреть
- What links here
Кому — как, а автору блога повезло немного больше. Поясню. Прослушать такой великолепный концерт
в начале 25-го сезона Муромской филармонии да в исполнении уже хорошо знакомого муромцам
Михаила Лидского — супер! Прекрасного музыканта и умнейшего собеседника-эрудита, с которым несколько лет назад посчастливилось пообщаться и в неформальной обстановке. За ужином в доме нашей великолепной
Елены Пономарёвой. Он долго был главным приютом для приезжих музыкантов с мировым именем, пока не было «Святогора», который совсем рядом с ДМШ № 3 на ул. Красногвардейской. Но вы же понимаете, что никакие цивилизованные условия не заменят любимого устного жанра со времен советской интеллигенции — рассказы и импровизации обо всём на свете на кухне за дружеским застольем. Обычно мы видим строгого мэтра только на сцене, когда он неподражаемо и мощно погружает своих зрителей и слушателей в мир прекрасного вдохновения и божественной, или «космической, музыки, каковой величают творчество
гениального Бетховена. Когда и дышать-то боишься. И вряд ли можем его представить, такого харизматичного и большого, совсем трогательным, по-детски непосредственным и … послушным. Такая вот сцена всегда зрительно всплывает в памяти снова и снова. Елена Леонидовна, завершив хлопоты гостеприимной хозяйки, но тоном строгого наставника спрашивает гостей:
— Так. Руки все успели помыть? Пора за стол.
В ответ музыкант как послушный первоклассник показывает ей ладони своих рук, которые столь недавно творили нечто невообразимое, виртуозно извлекая из бедного рояля ДМШ невероятно красивые звуки бессмертной классики. Вот, мол, я успел «первее всех». А потом размышляли вместе о судьбах гениальных музыкантов, в частности, Сергея Прокофьева и его музах, его непостижимой интуиции как Мастера. И Михаил Викторович дарил нам редкие эпизоды воспоминаний его современников, которые и не во всех архивах-то можно найти. Да и сейчас лишь глубокой ночью нам дарят истинно культурные программы даже по телеканалу «Культура», а днем преобладают шоу и сериалы. После концерта как раз и случилась редкая
программа о роковой кончине Сергея Прокофьева почти одновременно
со Сталиным — в начале марта 1953 года. Даже проститься с гениальным музыкантом было просто невозможно. Улицы были запружены людьми. Его тело выносили тайком и закоулками. Напрашивается невольно параллель и с эпизодами тайного почти прощания с великим поэтом А. С. Пушкиным. Не поэтому ли так много трагического в великой музыке и великой поэзии?!
Почему вспомнила это вот послеконцертное неформальное «послевкусие»?! Потому, что в тот день спешила в Филармонию пораньше, минут за 15, а не впритык, как обычно. Можно сказать, в предвкушении прекрасного действа по-спортивному стремительно «пылила на всех парусах», чтоб увидеть после летней разлуки многих и из зрителей. И практически от неожиданности застыла на месте. На пересечении улиц Красногвардейской и Первомайской спокойной походкой обычного горожанина, якобы никуда не спешащего, прогуливался …
сам Михаил Лидский.
—
Вы?! Здравствуйте! Я иду на Ваш концерт, — пробормотала, словно боясь, что его отменят. Мэтр был уже на приличном расстоянии от «музыкалки». Это при его-то четких взаимоотношениях со Временем! В ответ — несколько смущенный поклон. Вне сцены — пианист мало похож на знакомый нам силуэт за роялем. Обменялись ещё парой реплик. Понятно: музыканту следовало передохнуть немного перед очередным исполнением. Вышедшая из стен музыкальной школы её директор
Галина Ильинична Петрова пояснила:
—
Он уже сегодня вдоволь наигрался. Перед детьми на мастер-классах. Не опоздает, не волнуйтесь. Он спросил Елену Леонидовну: «Вы долго будете говорить во вступлении?»Вот и поделилась с вами невинным «секретом». Как не рассказать?! Обожаю такие «экспрессинки». Без них любой рассказ — менее живой. А погода в Муроме, как и немосковская тишина на безлюдной улице древнего Мурома около 18−30, была просто благостная. Так что, согласитесь, что и тут повезло «перу». Не будет после тщеты с метафорами. Воочию увидела, что же подарило еще немного творческого вдохновения и силу музыканту. А позади него и по возвращении впереди — сияли на закате солнца величественные купола Спаса… И доносилось свежее дыхание Оки. Символично.
Далее — первая встреча в этом юбилейном сезоне с
Еленой Леонидовной Пономарёвой, руководителем МФ. Она снова вслух вместе с нами удивилась живучести своего уникального детища, которое выжило, благодаря поддержке меценатов, единомышленников (всегда при этом вспоминаем
Ирину Леонидовну Кротову!) и некоторых градоначальников. Посетовала, что её мечта о новом и хорошем рояле для музыкантов города и гостей так и не воплотилась пока в Муроме. Признаться, автор этих строк с долей белой зависти читает в рассылках пресс-службы АВО о том, что по федеральной программе то в Вязники, то в Гусь-Хрустальный поступила партия новых современных музыкальных инструментов. Может, нам когда-нибудь тоже сие перепадёт?! Крен сугубо на массовые развлечения чреват. Современники, на мой взгляд, еще не совсем понимают роль духовного и музыкального просвещения горожан. А эту миссию достойно, благородно и очень нелегко четверть века несет на себе именно Муромская филармония, приглашая
таких музыкантов, график которых плотно испещрён датами их концертов на мировых сценах Европы и других частей света.
Мы,
поклонники Муромской филармонии, кстати, совсем не случайно и негласно называем её руководителя
Еленой Прекрасной, ибо в общий алгоритм культурного дыхания Мурома она вносит особую, высочайшую по уровню духовности ноту. Вместе с тонко понимающими духовные начала мира муромскими зрителями — а среди них и профессиональные музыканты, и юристы, и преподаватели школ и вузов, и ветераны, известные в Муроме своей деятельностью на ключевых постах Мурома и района, и обычные любители классической музыки. Впрочем, даже при множестве похвальных отзывов о первом аншлаговом концерте 25-го сезона МФ лучше самой Е. Л. Пономарёвой никто и не скажет. Её слова великолепно и выразительно иллюстрируют
профессиональные снимки фотодокументалиста Владимира Гурина, которые он благосклонно к нашему порталу разрешает бесплатно использовать. Большое дело — бескорыстная солидарность единомышленников.
Татьяна Душутина, член Союза журналистов РоссииЕлена ПОНОМАРЁВА. Муром. Филармония XXV сезон. 24 сентября 2019-го года
Первая встреча из цикла «Все фортепианные сонаты БЕТХОВЕНА»Рада, что всё случилось. Михаил Викторович ЛИДСКИЙ приехал, слушатели пришли, зал полон. В программе концерта ранние фортепианные сонаты Бетховена — первые четыре, три из которых посвящены Йозефу Гайдну. В музыке много света, чистоты, свежести. Удивили намеренно размеренные темпы. В первой части первой сонаты, например, прозрачная педаль. Как всегда, у Михаила ЛИДСКОГО — всё неожиданно, на свой, особенный манер. В который раз мы поражались бескрайним глубинам настоящей музыки, бесконечному разнообразию интонаций, тем, мыслей, образов. Счастье, что есть на свете ТАКАЯ музыка, что есть МАСТЕРА, способные понять и исполнить её. Счастье, что такие встречи возможны в нашем Муроме.
Сезон — юбилейный (!) — начали прекрасно. Посмотрите, какие у нас замечательные слушатели, их лица на фотографиях Владимира Гурина (см. их более 20 в Фейсбуке — ред. Murom.ru).
Опубликовано ТИДА ср., 2019/10/02 — 12:57