Предстоящие мероприятия

Муром
25 ноября 2024


Муром
7 декабря 2024

Муром
21 декабря 2024

Муром
18 января 2025

Муром
26 января 2025

Муром
1 февраля 2025


Муром
15 февраля 2025

Муром
22 февраля 2025

Читайте на эту же тему







Татьяна ДУШУТИНА. Бетховен Михаила Лидского. 24 сентября 2019

Добавлено 07 октября 2019 елена

Муромская «Филармония», Михаил Лидский (фортепиано)

Эхо события. Этот бескрайний Людвиг ван Бетховен в исполнении неподражаемого Михаила Лидского
  • Просмотреть
  • What links here

Кому — как, а автору блога повезло немного больше. Поясню. Прослушать такой великолепный концерт в начале 25-го сезона Муромской филармонии да в исполнении уже хорошо знакомого муромцам Михаила Лидского — супер! Прекрасного музыканта и умнейшего собеседника-эрудита, с которым несколько лет назад посчастливилось пообщаться и в неформальной обстановке. За ужином в доме нашей великолепной Елены Пономарёвой. Он долго был главным приютом для приезжих музыкантов с мировым именем, пока не было «Святогора», который совсем рядом с ДМШ № 3 на ул. Красногвардейской. Но вы же понимаете, что никакие цивилизованные условия не заменят любимого устного жанра со времен советской интеллигенции — рассказы и импровизации обо всём на свете на кухне за дружеским застольем. Обычно мы видим строгого мэтра только на сцене, когда он неподражаемо и мощно погружает своих зрителей и слушателей в мир прекрасного вдохновения и божественной, или «космической, музыки, каковой величают творчество гениального Бетховена. Когда и дышать-то боишься. И вряд ли можем его представить, такого харизматичного и большого, совсем трогательным, по-детски непосредственным и … послушным. Такая вот сцена всегда зрительно всплывает в памяти снова и снова. Елена Леонидовна, завершив хлопоты гостеприимной хозяйки, но тоном строгого наставника спрашивает гостей:
— Так. Руки все успели помыть? Пора за стол.

В ответ музыкант как послушный первоклассник показывает ей ладони своих рук, которые столь недавно творили нечто невообразимое, виртуозно извлекая из бедного рояля ДМШ невероятно красивые звуки бессмертной классики. Вот, мол, я успел «первее всех». А потом размышляли вместе о судьбах гениальных музыкантов, в частности, Сергея Прокофьева и его музах, его непостижимой интуиции как Мастера. И Михаил Викторович дарил нам редкие эпизоды воспоминаний его современников, которые и не во всех архивах-то можно найти. Да и сейчас лишь глубокой ночью нам дарят истинно культурные программы даже по телеканалу «Культура», а днем преобладают шоу и сериалы. После концерта как раз и случилась редкая программа о роковой кончине Сергея Прокофьева почти одновременно со Сталиным — в начале марта 1953 года. Даже проститься с гениальным музыкантом было просто невозможно. Улицы были запружены людьми. Его тело выносили тайком и закоулками. Напрашивается невольно параллель и с эпизодами тайного почти прощания с великим поэтом А. С. Пушкиным. Не поэтому ли так много трагического в великой музыке и великой поэзии?!

Почему вспомнила это вот послеконцертное неформальное «послевкусие»?! Потому, что в тот день спешила в Филармонию пораньше, минут за 15, а не впритык, как обычно. Можно сказать, в предвкушении прекрасного действа по-спортивному стремительно «пылила на всех парусах», чтоб увидеть после летней разлуки многих и из зрителей. И практически от неожиданности застыла на месте. На пересечении улиц Красногвардейской и Первомайской спокойной походкой обычного горожанина, якобы никуда не спешащего, прогуливался … сам Михаил Лидский.
— Вы?! Здравствуйте! Я иду на Ваш концерт, — пробормотала, словно боясь, что его отменят. Мэтр был уже на приличном расстоянии от «музыкалки». Это при его-то четких взаимоотношениях со Временем! В ответ — несколько смущенный поклон. Вне сцены — пианист мало похож на знакомый нам силуэт за роялем. Обменялись ещё парой реплик. Понятно: музыканту следовало передохнуть немного перед очередным исполнением. Вышедшая из стен музыкальной школы её директор Галина Ильинична Петрова пояснила:
— Он уже сегодня вдоволь наигрался. Перед детьми на мастер-классах. Не опоздает, не волнуйтесь. Он спросил Елену Леонидовну: «Вы долго будете говорить во вступлении?»

Вот и поделилась с вами невинным «секретом». Как не рассказать?! Обожаю такие «экспрессинки». Без них любой рассказ — менее живой. А погода в Муроме, как и немосковская тишина на безлюдной улице древнего Мурома около 18−30, была просто благостная. Так что, согласитесь, что и тут повезло «перу». Не будет после тщеты с метафорами. Воочию увидела, что же подарило еще немного творческого вдохновения и силу музыканту. А позади него и по возвращении впереди — сияли на закате солнца величественные купола Спаса… И доносилось свежее дыхание Оки. Символично.

Далее — первая встреча в этом юбилейном сезоне с Еленой Леонидовной Пономарёвой, руководителем МФ. Она снова вслух вместе с нами удивилась живучести своего уникального детища, которое выжило, благодаря поддержке меценатов, единомышленников (всегда при этом вспоминаем Ирину Леонидовну Кротову!) и некоторых градоначальников. Посетовала, что её мечта о новом и хорошем рояле для музыкантов города и гостей так и не воплотилась пока в Муроме. Признаться, автор этих строк с долей белой зависти читает в рассылках пресс-службы АВО о том, что по федеральной программе то в Вязники, то в Гусь-Хрустальный поступила партия новых современных музыкальных инструментов. Может, нам когда-нибудь тоже сие перепадёт?! Крен сугубо на массовые развлечения чреват. Современники, на мой взгляд, еще не совсем понимают роль духовного и музыкального просвещения горожан. А эту миссию достойно, благородно и очень нелегко четверть века несет на себе именно Муромская филармония, приглашая таких музыкантов, график которых плотно испещрён датами их концертов на мировых сценах Европы и других частей света.

Мы, поклонники Муромской филармонии, кстати, совсем не случайно и негласно называем её руководителя Еленой Прекрасной, ибо в общий алгоритм культурного дыхания Мурома она вносит особую, высочайшую по уровню духовности ноту. Вместе с тонко понимающими духовные начала мира муромскими зрителями — а среди них и профессиональные музыканты, и юристы, и преподаватели школ и вузов, и ветераны, известные в Муроме своей деятельностью на ключевых постах Мурома и района, и обычные любители классической музыки. Впрочем, даже при множестве похвальных отзывов о первом аншлаговом концерте 25-го сезона МФ лучше самой Е. Л. Пономарёвой никто и не скажет. Её слова великолепно и выразительно иллюстрируют профессиональные снимки фотодокументалиста Владимира Гурина, которые он благосклонно к нашему порталу разрешает бесплатно использовать. Большое дело — бескорыстная солидарность единомышленников.

Татьяна Душутина, член Союза журналистов России

Елена ПОНОМАРЁВА. Муром. Филармония XXV сезон. 24 сентября 2019-го года
Первая встреча из цикла «Все фортепианные сонаты БЕТХОВЕНА»


Рада, что всё случилось. Михаил Викторович ЛИДСКИЙ приехал, слушатели пришли, зал полон. В программе концерта ранние фортепианные сонаты Бетховена — первые четыре, три из которых посвящены Йозефу Гайдну. В музыке много света, чистоты, свежести. Удивили намеренно размеренные темпы. В первой части первой сонаты, например, прозрачная педаль. Как всегда, у Михаила ЛИДСКОГО — всё неожиданно, на свой, особенный манер. В который раз мы поражались бескрайним глубинам настоящей музыки, бесконечному разнообразию интонаций, тем, мыслей, образов. Счастье, что есть на свете ТАКАЯ музыка, что есть МАСТЕРА, способные понять и исполнить её. Счастье, что такие встречи возможны в нашем Муроме.
Сезон — юбилейный (!) — начали прекрасно. Посмотрите, какие у нас замечательные слушатели, их лица на фотографиях Владимира Гурина (см. их более 20 в Фейсбуке — ред. Murom.ru).

Опубликовано ТИДА ср., 2019/10/02 — 12:57

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору