Представить Михаила Викторовича чиновником… Портфель, кабинет, циркуляры… Нет, не могу… И не потому, что не справится, а просто иное предназначение. Вот государственный советник — другое дело! Как оказалось, большой музыкант прекрасно справился с этой ролью. Пока мы вели карантинную жизнь, Михаил Лидский защищал наше лучшее в мире музыкальное образование. Защищал от инноваций, оптимизаций, от проформ и ненужных ухищрений. Одним из первых встал на защиту своего ученика Константина Чавдарова, невинно обвинённого и уже осуждённого. Доклад, который Михаил Викторович прочёл на заседании в Министерстве культуры, в том числе и в защиту Константина, многим открыл глаза на существующую проблему. Доложено было объективно, полно, доказательно. Восхищаюсь!
23 сентября мы встречаемся с Михаилом Лидским в Муроме. Нас ждёт продолжение начатого в прошлом сезоне грандиозного цикла «Все фортепианные сонаты Бетховена». Четвёртая из девяти запланированных встреч. Прозвучат 13,14 и 15 сонаты. Конечно, одна из самых известных и любимых слушателями «Лунная», та, что под номером 14, не требует особых подводок, объяснений. Реже звучащие на концертной эстраде 13 и 15 — настоящие шедевры. Очень советую — послушайте их ДО концерта. Такая сказочная возможность есть у большинства из нас. Послушайте разных исполнителей, сравните, найдите своего. Прежде всего испытайте восторг от услышанного, ещё раз поблагодарите композитора… Словом, приходите подготовленными. Тогда наша встреча будет иного уровня. Вот увидите! Точнее — услышите!)
Михаил Викторович Лидский, доцент Московской консерватории, давно преподаёт, проводит мастер-классы в России и далеко за её пределами, много концертирует, поражает не только масштабом репертуара, но особым взглядом, манерой, особым прочтением, глубиной, основательностью и уважительностью к исполняемым сочинениям. С удовольствием читаю его интервью, статьи. Всегда интересно и неожиданно. Удивляет широта интересов и глубина знания, самобытность. На странице muzkarta.ru хорошо написано о нашем госте. Вот несколько цитат.
«Искусство Михаила Лидского, к какому бы материалу он ни обращался, всегда — завораживающий диалог со слушателем, который воспринимает услышанное как частицу своего внутреннего мира. Необыкновенно богатое и пластичное звукоизвлечение, виртуозность не напоказ, подача мелодических линий в разнообразных инструментальных тембрах, которые подчас напоминают деревянные духовые, — вот что определяет уникальную школу Лидского, но прежде чем говорить об этом, надо все-таки назвать пианиста тонким художником-интерпретатором, конгениальным тем авторам, которых он исполняет». Это из рецензии, напечатанной в газете «Культура»
Профессор Григорий Гордон писал на страницах журнала «Филармоник»: «У такого пианиста, как Лидский, вообще не бывает „расхожих“ выступлений — слишком значимо дарование, придающее каждому его появлению на эстраде необыкновенную впечатляемость… В его игре нет ничего от давно приевшейся „лауреатствующей“ манеры — бравады, бравуры, броскости, хотя его виртуозные данные, кажется, не знают преград, и мало кто из пианистов его поколения может с ним сравниться. Его игра прежде всего содержательна… Он своеобразно слышит музыку и соответственно „произносит“, интонирует ее. Наконец, ему свойственно тонкое ощущение музыкального времени и свободное владение им. Музыка для него всегда „единственная новость“ и говорит с ним без посредников».
А вот цитата из обширной статьи о Михаиле Лидском, написанной известным историком пианизма Александром Церетели (журнал «Музыкальная академия»): «Он в чистом виде не „романтик“ и не „классик“, и не „авангардист“ — в его репертуаре параллельно сосуществуют все три пианистических века; чрезвычайно глубоко интерпретируемый Бетховен соседствует с романтиками, а „Ludus tonalis“ Хиндемита не остался единственным приветом из музыки современной… В реальной практике Михаил Лидский остаётся заметным членом клуба Большого Пианизма — какое счастье, что в его игре мы не слышим перепевов ничьей школы!»
Михаила Лидского называют «одним из самых оригинальных пианистов современной России, музыкантом со своим стилем и почерком» («Независимая газета»), «пианистом редкого обаяния и виртуозности» («Время МН»), «пианистом широкого творческого диапазона, мастером оригинальных интерпретаций, музыкантом цельным и многосторонним» («Культура»). «Михаила Лидского можно назвать одним из самых больших талантов бывшего Советского Союза, — пишет голландская газета „Трау“. — Технически Лидский играет с той же ошеломляющей легкостью, что и Кисин, но и музыкально этому замечательному пианисту есть что сказать… Лидский… доходит до самой сути музыки». Влиятельная миланская газета «Корьере делла сера» называет пианиста «одним из тех немногих, к кому эпитет „великий“ можно применить со спокойной совестью». Как об «исключительно тонком, всегда изумляющем мастере фортепиано» писал о Михаиле Лидском голландский «Телеграф».
Концерты Михаила Лидского проходят в России и СНГ, а также в дальнем зарубежье (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Турция, Тайвань, Чехия, Япония).
Начиная с сезона 2007−2008 Михаил Лидский, единственный из пианистов своего поколения, проводит абонементные серии сольных концертов в Московском Международном Доме музыки, привлекающие неизменное внимание слушателей.
Вот такого музыканта мы будем встречать 23 сентября. К слову, Михаил Лидский приезжает в Муром много лет, сыграл десятки программ. Каждая неповторимая! Много монопрограмм. Нам посчастливилось слушать музыку И. С. Баха, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Метнера, Прокофьева… Несколько встреч составили цикл «Все фортепианные сонаты Н.Я. Мясковского».
Не раз Михаил Викторович проводил мастер-классы и с учащимися, и с преподавателями городских музыкальных школ. Это большая честь для всех нас, это очень важно для города, для сохранения его культурного статуса. Горжусь и благодарю!
Прислушаемся к совету знатока: «Пожелаем, друзья, друг другу встречи на концертах Михаила Лидского. Это всегда интересно и наполнено настоящим смыслом!» (Александр Церетели, журнал «Музыкальная академия»).
Муром Филармония XXVI сезон
23 сентября 2020