Михаил ЛИДСКИЙ. «Все фортепианные сонаты Бетховена». Вечер девятый, заключительный. Муром 26 ноября 2021

Добавлено 30 ноября 2021 елена

Михаил Лидский (фортепиано), Муромская «Филармония»

Тишина… Такая долгая, просто бесконечная… Последние звуки Ариетты… Последней фортепианной сонаты Бетховена… Никто не хотел нарушить это щемящее безмолвие. Думаю, это было высшей благодарностью творцу и исполнителю. Безусловно, слова кажутся лишними и беспомощными. Постараюсь кратко. В Муроме прозвучали все фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена. Девять встреч, девять концертных программа. Два с половиной сезона. На днях слушали три последние сонаты. Не очень верилось в реальность происходящего. Что всё случилось. Во всех смыслах. Просто человеческих и глобальных. Когда понимаешь, что зависишь от всего мира и крохотного пустяка. Но — всё случилось.

Всё здесь мне кажется чудом. В маленьком нестоличном городе в зале музыкальной школы Михаил ЛИДСКИЙ исполнил все сонаты Людвига ван Бетховена. Чудо. К счастью, были те, кто не пропустил ни одной встречи. Теперь мы в кругу избранных, во всяком случае, особенных слушателей. Это на всю жизнь.

Прекрасно об этом пишут в Москве. Да, Михаил Викторович играет этот грандиозный цикл в нескольких городах России, в том числе и в столице.

Цитирую.

«Завершение уникального проекта „32 сонаты для фортепиано Бетховена“. Смелый академизм и виртуозная интеллектуальность. Гений композитора и искусство выдающегося пианиста. Людвиг ван Бетховен в исполнении Михаила Лидского».

И вот это очень нравится.

«В течение двух с половиной сезонов, по-бетховенски наперекор пандемии, звучат тридцать две фортепианные сонаты великого композитора.

В заключительной, девятой программе цикла — „грандиозный триптих, который останется навеки величавым памятником не только бетховенского творчества, но музыки вообще“ (Генрих Нейгауз) — три последние сонаты: Тридцатая ор. 109, Тридцать первая ор. 110 и Тридцать вторая ор. 111.

Последние откровения совершенно глухого Бетховена уникальны в своей возвышенности, сложности, своеобразии и в то же время ясности.

Гений композитора проникает в заоблачные, запредельные дали и выси. Сложнейшая полифония и безыскусная простота, чистейшая лирика и героический пафос, саркастический юмор и безутешная скорбь, идиллическая пастораль и бесконечность космоса, отзвуки прошлого и удивительные прозрения будущего — вот лишь некоторые особенности этих композиций».

На концерте в самом начале прочитала это со сцены.

Знаю, что доля цитирования вполне определённая, но не могу отказать себе в удовольствии ещё раз перечитать.

А.Б. Гольденвейзер: «Исполнение последних бетховенских сонат, а сонаты соч. 106 в особенности („Хаммерклавир“ мы слушали на предыдущем концерте — ЕЛ), для лучших пианистов нашего времени представляет огромные, почти непреодолимые трудности».

После одного из концертов Михаила Лидского, в программу которого входила Двадцать девятая соната ор. 106 Бетховена, профессор Григорий Гордон написал:

«Могу засвидетельствовать: „почти непреодолимые трудности“ М. Лидский преодолел».

Михаил Лидский — признанный интерпретатор бетховенской музыки.

«Его постижение бетховенского стиля — безошибочно»,

— писал Григорий Гордон.

«Исполнение Бетховена Михаилом Лидским является передачей великих тайн автора, что есть событие и чудо»,

— (газета «Культура»).

"В интерпретации Михаила Лидского сонаты Бетховена, освобождённые от исполнительских стереотипов и штампов учебно-конкурсной эксплуатации, явились нам новыми, свежими, подлинными, подобно старым иконам, с которых снимают слои поздних записей, обнаруживая старинные шедевры",

— (журнал «Музыкант-классик»).

Вот чему мы были свидетели. Низкий поклон вам, дорогой Михаил Викторович!

PS

Муромский журналист Мария Гусева вопросы задаёт. Михаил Лидский отвечает. Очень интересно!

МГ — Завершился сложный, длительный цикл «Все сонаты Бетховена». Каковы Ваши ощущения — музыканта, человека: удовлетворение, облегчение, радость, наоборот — опустошение. Можно ли ТАКОЕ повторить снова — это же грандиозное явление в мире классической музыки. Немногие решаются сыграть подобное?

МЛ Теперь уже многие. У каждого свои мотивы. Это большая, сложная и необычайно поучительная работа, для меня одна из главных работ всей жизни — возможно, самая главная. Конца ей не видно — жизни не хватит (это давно замечено). Впервые все 32 сонаты я играл в 2006 году и с тех пор провел этот цикл раз 10−12 в разных городах (в нынешнем сезоне предстоят последние концерты серии во Владимире и Москве).

МГ — Что для Вас Муром? Вы давно дружите с нашей филармонией? Как оцениваете ее деятельность? Может быть (как думают чиновники) такому маленькому городу, как наш, и не нужна подобная площадка? Зачем? Зрительного зала нет, инструментов — тоже. Ну, и Бог с ней, с филармонией. Зрителей — собирается десятка два. Кому хочется слушать классику — пожалуйста, в Москву. Да, и в интернете все доступно: слушай — не хочу.

МЛ Я приезжаю в Муром уже лет 15, если не ошибаюсь. С филармонией, ведомой Е. Л. Пономаревой и ее сподвижницами, сложились, как мне кажется, хорошие отношения, с доброжелательными слушателями также.

Мне неловко давать советы властям города, в котором я не живу, однако в принципе не может быть сомнений в том, что Муромская филармония, принимающая у себя множество музыкантов, давно заслужила право на всяческую поддержку. Разумеется, общая интеллектуально-культурная деградация, преобладание вульгарно-коммерческого отношения к жизни в целом затрудняют понимание этого очевидного факта. В Москву из Мурома ездить далеко. Интернет отнюдь не заменяет реальную филармоническую работу, как не заменяет он, например, школу.

МГ — Надо ли учить музыке детей? Нужны ли музыкальные школы, которые, опять же, возвращаясь, к провинциальности Мурома, живут очень уже по-сиротски. Может, учить надо только заведомо «звездных» детей, чтобы они стали выдающимися музыкантами? А так — учимся всех подряд, время, средства — а иной ребенок забрасывает потом скрипку или балалайку на полку. И смысл?

МЛ Музыкальные школы явно нужны, поскольку предохраняют человека от деградации, вырождения. Неловко напоминать, что человек отличается от животного именно культурой, а вовсе не теми или иными физическими свойствами и достижениями. Поэтому учить началам музыки следует учить по той же причине, по какой учат началам литературы.

МГ — Быть профессиональным музыкантом — что это значит? Дети стремятся в музыкальные вузы — ради искусства, ради предполагаемых славы, богатства? И может ли музыка сделать, в прямом смысле слова, обогатить? Всегда ли выдающийся музыкант равно — успешный человек?

Нам показывают по ТВ звезд классики, музыки, балета — это медийные личности, узнаваемые. Значит, путь в искусство — дорога к славе, достатку?

МЛ Вопрос сложный: для обстоятельного ответа, боюсь, не хватит места. Традиция учит служить своему делу («Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, но ты останься тверд, спокоен и угрюм» — Пушкин; «Что нужды до былых иль будущих племен? Я не для них бренчу незвонкими струнами. Я, невнимаемый, довольно награжден за звуки звуками, а за мечты мечтами» — Баратынский). Даже самые поверхностные знания истории и литературы позволяют заключить, что «служенье муз» и социальный (в том числе финансовый) статус человека — вещи разные; второе из первого следует отнюдь не всегда, причем нередко «медийность» подменяет, убивает суть.

МГ — Что бы Вы посоветовали юным ученикам музыкальной школы: во имя чего заниматься музыкой, где искать мотивацию для этого? Ну, и совет педагогам: как не сгореть на работе, которая зачастую не очень-то благодарна за труд?

МЛ Мотивацию, я думаю, следует искать в самой музыке и в тех людях, с которых берется пример (плохо, если таких нет). А педагогам, я полагаю, не нужно бояться сгореть — по крайней мере, жизнь не будет прожита зря.

______________________________________________________________________________

Вот и всё о концертах Лидского в тех годах. Всем здоровья!

Муром

Филармония

26 ноября 2021

Фотографии Владимира Гурина

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору