18 апреля исполняется 66 лет всемирно известному пианисту, народному артисту России Григорию Соколову. К этой дате в эфире телеканала «Россия К» — премьера документального фильма
«Григорий Соколов. Разговор, которого не было» (
11 апреля, в 23:50).
Григорий Соколов — выдающийся пианист современности, народный артист России, победитель III Международного конкурса имени П. И. Чайковского, лауреат международных премий. Его сравнивают с великими пианистами, его имя — на лучших афишах мира, билеты на его концерты раскупаются за считанные часы, ему аплодируют стоя в лучших концертных залах мира. Но вместе с тем Григорий Соколов — один из самых загадочных музыкантов. Он редко делает записи, не выступает в Москве, не общается с журналистами, с осторожностью относится к чужим высказываниям и воспоминаниям о себе, которые, как он считает, все больше о тех, кто вспоминает, а не о том, кому они посвящены. Зато он скромно и справедливо замечает, что все необходимое он говорит на сцене, в музыке.
«Григорий Соколов. Разговор, которого не было» (
11 апреля, 23:50) — первый телевизионный документальный фильм о жизни Григория Соколова на сцене и вне ее, где о карьере пианиста рассказывают его коллеги, ученики, а также ведущие европейские музыкальные менеджеры. В фильме использована редкая кинохроника, архивные записи и фотографии, а также звучат стихи его жены Инны Соколовой, которые она писала по разным жизненным поводам. Этот своего рода «дневник в стихах» тоже будет обнародован впервые.
Григорий Липманович Соколов родился в Ленинграде. Уже в три года он, заслышав музыку, брал в руки палочку и дирижировал. Едва начав заниматься на фортепиано, он сразу понял, что это — на всю жизнь. К своим занятиям он всегда относился очень серьезно: на «отлично» учился в средней специальной музыкальной школе при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, затем поступил и блестяще окончил саму консерваторию и аспирантуру.
Но еще до поступления в консерваторию о нем заговорил весь музыкальный мир — 16-летний Григорий Соколов, будучи самым юным участником, победил на III Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, что стало настоящей сенсацией. Главная интрига конкурса назревала именно у пианистов: их было более 70, во второй тур прошло 28, трое — из СССР. Поэтому от самого юного участника многого не ожидали. Но Соколов очень грамотно выстроил свою программу, и строгое жюри во главе с Эмилем Гилельсом подавляющим большинством голосов отдало ему первую премию, чем вызвало негодование у московской публики, для которой в фаворитах числился другой пианист. Каково же было 16-летнему юноше пройти все конкурсные круги «ада» и увидеть такую реакцию на свой успех! Тем не менее, появилось множество восторженных отзывов на его выступление: «В этот день произошло что-то вроде чуда… Никто не думал, что самый юный претендент подарит слушателям лучший на конкурсе Концерт Чайковского…» (из пресс-бюллетеня конкурса). Своей победой Григорий Соколов достиг главной цели, к которой стремятся все музыканты: победителю была открыта дорога на концертную эстраду. По-другому пианисту из Ленинграда, не обладающему нужными связями и влиятельной поддержкой, получить доступ на большую сцену в Москве, в стране и тем более в мире было невозможно. По окончании консерватории он стал широко концертирующим пианистом. По подсчетам самого Соколова только с июля 1966 по июль 1981 года им было сыграно 854 концерта в 104 городах СССР и 22 зарубежных странах! Он и по сей день дает около 80 концертов в год, но никогда не забывает берега Невы и хотя бы раз в году играет в своем родном городе.
Несмотря на очень серьезную конкуренцию в музыкальной среде, к Григорию Соколову относятся с особым уважением. Все приведенные в фильме высказывания о нем его одноклассников, коллег и знакомых — только в превосходной степени. «Соколов — редчайший случай подлинности в исполнительском искусстве», — говорит музыковед Леонид Гаккель. «К нему нужно относиться не как к пианисту, а как к явлению в истории исполнительского искусства», — заявляет дирижер Юрий Темирканов. «Вы общаетесь с Раду Лупу, Даниэлем Баренбоймом, и все они в один голос говорят: „Соколов! Какой пианист! Маэстро! Большой музыкант!“ Все пианисты его очень уважают», — рассказывает генеральный менеджер Riaskoff Concert Management Марко Рясков (Нидерланды). «По долгу службы я привык работать с серьезными музыкантами и слышать пианистов высокого уровня. Но мне кажется, что Соколов — особенный. Он — нечто большее, чем все остальные, и если вы ни разу не слышали Соколова живьем, то непременно должны его услышать», — делится впечатлениями директор Международного фестиваля и Академии музыки в Вербье Мартин Энгстрём (Швеция). «Он настолько совершенен, что каждый из публики слышит в его игре свой, личный идеал, — говорит пианист Сергей Мальцев. — И не всем он становится понятен с первого раза, не всем открывается полностью». Поэтому тайна Григория Соколова так и остается тайной.
Пресс-служба телеканала «Россия К» tvkultura.ru