Бетховен. 32 сонаты, Andante favori, Фантазия соч. 77. Михаил Лидский Без всякого преувеличения можно сказать, что эта запись (MEL CO 1307) есть грандиозное событие! Для тех, конечно, кто понимает искусство и, в частности, музыку как непрерывное освоение (осознание) человеком новых территорий материального и внутреннего психического мира. Событие историческое по самой своей сути. Потому что оно стоит в ряду считанных дерзких достижений истории исполнительства. В начале этого пути — рождение гения. Бетховен на год лишь младше Наполеона, и оба они принадлежат великой эпохе тектонических перемен. Эпоха Просвещения подготовила появление нового мировоззрения. Человеческая личность по-другому стала себя осознавать. И Бетховен всем своим творчеством и своим достоинством это подтвердил. Никакого раболепства, никаких компромиссов перед совестью и честью человека и творца. И все, кто берется за Бетховена, поневоле начинают это понимать. И они это понимали. Поэтому каждое исполнение крупным художником произведений Людвига ван Бетховена в чем-то фрактально повторяет условия первородства их появления. И прежде всего, это печать исторической принадлежности и привязки ко времени их оживления, воплощения. А время меняет свою модальность. И каждое воплощение отражает в себе как в магическом кристалле всю суть и подноготную эпохи. На отношении к Бетховену мы тестируем себя перед Богом, если хотите. Кто мы, куда ушли, зачем живем, чего хотим? Главное — не потерять благоговение, говорил Софроницкий. Хотя интеграл сонат Людвига ван Бетховена — все еще одно из труднейших исполнительских достижений, чисто технически он стал много кому доступен. И тут-то таится главная опасность. Ну кто по-настоящему знает, что там должно... Привычный подход на эмоциях и психологизме отыграл свою роль еще во времена Листа и Антона Рубинштейна, даже продлившись почти до середины ХХ века. Небывалые высоты бетховенианы гениального Гилельса стали своего рода тупиком для подражателей.
Комментарии
Спицын Петр, Владимир, 14 декабря 2023:
Бетховен. 32 сонаты, Andante favori, Фантазия соч. 77. Михаил Лидский
Без всякого преувеличения можно сказать, что эта запись (MEL CO 1307) есть грандиозное событие! Для тех, конечно, кто понимает искусство и, в частности, музыку как непрерывное освоение (осознание) человеком новых территорий материального и внутреннего психического мира.
Событие историческое по самой своей сути. Потому что оно стоит в ряду считанных дерзких достижений истории исполнительства. В начале этого пути — рождение гения. Бетховен на год лишь младше Наполеона, и оба они принадлежат великой эпохе тектонических перемен. Эпоха Просвещения подготовила появление нового мировоззрения. Человеческая личность по-другому стала себя осознавать. И Бетховен всем своим творчеством и своим достоинством это подтвердил. Никакого раболепства, никаких компромиссов перед совестью и честью человека и творца.
И все, кто берется за Бетховена, поневоле начинают это понимать. И они это понимали. Поэтому каждое исполнение крупным художником произведений Людвига ван Бетховена в чем-то фрактально повторяет условия первородства их появления. И прежде всего, это печать исторической принадлежности и привязки ко времени их оживления, воплощения. А время меняет свою модальность. И каждое воплощение отражает в себе как в магическом кристалле всю суть и подноготную эпохи. На отношении к Бетховену мы тестируем себя перед Богом, если хотите. Кто мы, куда ушли, зачем живем, чего хотим?
Главное — не потерять благоговение, говорил Софроницкий.
Хотя интеграл сонат Людвига ван Бетховена — все еще одно из труднейших исполнительских достижений, чисто технически он стал много кому доступен. И тут-то таится главная опасность. Ну кто по-настоящему знает, что там должно... Привычный подход на эмоциях и психологизме отыграл свою роль еще во времена Листа и Антона Рубинштейна, даже продлившись почти до середины ХХ века. Небывалые высоты бетховенианы гениального Гилельса стали своего рода тупиком для подражателей.