Органно-вокальный концерт в лютеранском приходе Св. Марии Магдалины в Приморске состоялся 5 августа. Солистка Мариинского театра Ирина Васильева и дипломант международных конкурсов Александр Цветков представили вниманию слушателей произведения, объединённые эпиграфом: «Следом за Словом Божьим, благородная музыка является высочайшим сокровищем на земле» (Мартин Лютер).
День был субботний, погода располагала к отдыху на природе, — по дороге из Санкт-Петербурга то и дело возникали автомобильные пробки. Концерт задерживался на час, но стойкие меломаны дождались артистов и были вознаграждены за терпение. Органную программу Александр составил из лёгкой музыки американских композиторов XIX—XX вв., таких как «К дикой розе» Эдуарда Мак-Доуэлла, или «Золотые колокола» Фрэнка Адлэма. Оперная дива щедро одарила слушателей драгоценной россыпью ариетт итальянского композитора Винченцо Беллини. Аккомпанемент на органе бережно подчёркивал завораживающую красоту сопрано.
Александр Цветков — представитель уникального сочетания «физика и лирика». Кандидат физико-математических наук, доцент мат-меха СПбГУ, автор свыше 60 научных работ и учебных пособий по астрономии и математике. В то же время он автор статей по истории органной музыки в журнале «Орган», член Ассоциации органистов и органных мастеров Международного союза музыкальных деятелей. Выступал в ансамбле с ведущими солистами Мариинского театра. Активно ведёт преподавательскую работу с вокалистами, многие из которые занимали призовые места на международных конкурсах. Александр приезжает в Приморск на протяжение многих лет.
— Я очень люблю ездить по загородным храмам: там прежде всего тёплая публика. Я с удовольствием езжу в Приморск, в Скворицы, Губаницы, Выборг — по всем лютеранским храмам. К сожалению, в Токсово ни разу не играл, надо будет восполнить пробел.
— Как получилось сочетать астрофизику и орган?
— Я занимался музыкой с детства, даже думал о музыкальной карьере. А потом как-то мне в руки попала книжка по астрономии, и я увлёкся наукой. Но я играл на рояле довольно-таки долго студентом. Потом был длительный перерыв: лет двадцать ни за какой инструмент не садился. А потом произошло чудо.
— Какое чудо могло произойти?
— В частной школе имени Горчакова в Павловске, где я преподаю информатику, есть меценат Сергей Гутцайт. Однажды я ему сказал, что хорошо бы в школу купить электронный орган (я лет тридцать о таком мечтал), — и он дал мне полмиллиона. Это был 2011 год. Я стал заниматься каждый день часа по два. Потом у меня появились ученики по классу органа и вокала. Они приезжали со мной в Приморск.
Ирина Васильева выступила в Приморске впервые. Они женаты с Александром больше двадцати пяти лет. Познакомились в соборе, где Александр работал регентом, а Ирина пела. Она окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по композиции и вокалу. Со студенческих лет ведёт активную концертную деятельность. На сцене Мариинского театра дебютировала в 2000 году, исполнив в премьере оперы Вагнера «Золото Рейна» партию Вельгунды. С 2005 года состоит в оперной труппе Мариинского театра. Гастролировала на лучших оперных сценах мира, в том числе с сольной программой; сотрудничала с выдающимися дирижёрами; выступала с Хельсинским филармоническим оркестром и Лос-Анджелесским симфоническим оркестром. Удостоена специального диплома и приза за лучшее исполнение произведений композиторов ХХ века на IV Международном конкурсе молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2000). Лауреат V Международного конкурса им. Изабеллы Юрьевой (Таллинн, 2004).
— Ирина, услышать ваше вокальное искусство в Приморске равноценно тому, как если бы богиня спустилась с Олимпа. Для вас что значит выступление в таком городке?
— С одной стороны, это радость, потому что искусство должно принадлежать людям, и каким бы маленьким ни был зал, наша святая обязанность — доносить искусство в массы. Плох тот музыкант, который отказывается поехать в такие места, потому что везде есть люди, которые хотят приобщиться к высокому искусству, и мы не должны лишать их такой радости.
— С другой стороны, мы едем к вам по такой прекрасной дороге вдоль залива и сами получаем удовольствие, — добавляет Александр. — Просто так бы не поехали, но есть цель: концерт исполним, погуляем — всё в радость.
— Ирина, я прочла в программке, что вы выступали с Пласидо Доминго. Расскажите, пожалуйста, как это произошло.
— Выступала и не раз. Первое наше совместное выступление произошло в Америке. В концертном исполнении оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль» он исполнял заглавную роль, а мы были цветы: в одной из сцен очаровательные девы пели в заколдованном саду. Там есть слова, которые переводятся с немецкого как «прекрасные дети». И он всегда, где бы мы ни встретились, нас так называл.
— Какое впечатление он произвёл на вас?
— Потрясающий певец, широкой души человек, хороший организатор. Он создал международный конкурс «Опералия» и многим певцам дал путёвку в жизнь, тем, кто получил там премии. На этом конкурсе наравне с оперным искусством Пласидо Доминго популяризировал жанр его родной испанской музыки сарсуэла, — теперь весь мир знает этот жанр и поёт с удовольствием.
Ирину и Александра также можно назвать популяризаторами — высокой музыки. Они настоящие подвижники, дарящие провинциальным жителям радость общения с искусством. Даже если вы бываете в опере, то впечатление от сценического исполнения уступит тому, что создаётся тогда, когда вокальное чудо рождается рядом и кажется, прима поёт только для вас. На прощание они исполнили хорошо известную арию «Аве Мария» ленинградского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова, Александр поведал историю этого произведения, записанного в 1970 году на пластинке «Лютневая музыка XVI—XVII вв. еков». При первом издании музыка была приписана неизвестному автору, а затем стали указывать имя итальянского композитора Джулио Каччини. Такой музыкально-детективный ход Вавилову пришлось придумать, поскольку сочинение религиозного характера советскому композитору публиковать не разрешили бы. При исполнении «Аве Мария» голос Ирины звучал особенно проникновенно.
Пастор Сергей Герасимов признался, что впервые в приходе Св. Марии Магдалины прозвучала такая программа, и он не находит слов, чтобы выразить восторг. Общее впечатление высказала Алла Николаевна Яковлева, преподаватель по классу фортепиано, пенсионер: «Живая музыка даёт ни с чем не сравнимые эмоции. Это прекрасно, что у нас есть возможность хоть изредка бывать на таких концертах». Зрители пригласили Ирину и Александра приезжать вновь, — и они ответили, что сделают это с радостью.
Светлана Меликьянц