В Ростове-на-Дону — большие гастроли. Впервые сюда доехал молодой, но уже зарекомендовавший себя Московский театр мюзикла (МТМ) Михаила Швыдкого: госпрограмма «Большие гастроли» охватывает теперь и частные театры, что хорошо и для театра, и для Ростова, не сказать что избалованного приездами столичных трупп (директор музтеатра, предоставившего свою сцену артистам, Вячеслав Кущев вспомнил, что прошлые приезды гастролеров — Большого театра и МАМТа — случились больше десяти лет назад).
И в Ростове, также как и в Сочи накануне, москвичи показали три спектакля: «Принцессу цирка» Кальмана, танцевальный «Реверс» и детский «Чудеса и куралесы». Наш материал — о первом спектакле труппы.
«Принцесса цирка» заявлена в афишах как мюзикл и было любопытно взглянуть, как команда адаптирует венскую оперетту, созданную почти столетие назад, под новейший формат.
Само сочинение Кальмана интригует сильной привязкой к России: действие происходит в Петербурге, цирком управляет человек с говорящей фамилией Станиславский, есть среди персонажей один из великих князей, есть военные и даже казачий гетман (Ростову бы понравилось), да и сам мистер Икс представляется на приёме не иначе как принц Федор Кирасов. Впрочем, эта карта не была разыграна и мюзикл МТМ опирается скорее на известную экранизацию Светланы Дружининой, но с ещё большим креном в сторону Франции (графиня Палинская стала француженкой Теодорой Вердье, австрийские гусары превратились в марсельских моряков…)
Спектакль в режиссуре Марины Швыдкой получился пёстрым: в музыкальном плане, например, кальмановский саунд (на удивление, звучание живого оркестра было как в записи) вдруг мутировал в иную стилистику, наполняясь джазовыми интонациями и танговыми ритмами (автор аранжировки — композитор Юрий Потеенко). Композиция целого напоминала ревю с отдельными завершенными номерами, как это могло бы быть в цирковой программе. Но настоящий цирк был и на сцене — в спектакле умело нагружена делом акробатическая труппа (сорежиссером выступил арт-директор цирка «7 пальцев» Себастьян Солдевилья), трюки которой — и особенно душераздирающий мистера Икс (мостик на пирамиде из кое-как сложенных стульев) — настоящие изюминки постановки.
Но назвать его полноценным мюзиклом не поворачивается язык, поскольку музыкальный ряд оказался довольно разрежен и ждать новых вокальных номеров приходилось — через длительные диалоги — довольно долго. А жаль, потому что труппа МТМ демонстрировала действительно высший пилотаж — особенно это касается массовых сцен, драйв и отточенность движения и вокала в которых с самого начала настраивали на нужный и современный мюзикльный тон (хореографию ставила канадка Женевьев Дориан-Купаль).
Солистам в спектакле повезло меньше. Фактически только Максим Заусалин (мистер Икс) сумел проявить себя максимально и быть настоящей звездой постановки. Также мы бы отметили пару Дмитрия Федорова и Марины Чириковой — обаятельных исполнителей партий Тони и Мари.
У других героев было заметно меньше номеров (чем предусмотрено Кальманом, если ориентироваться хотя бы на экранизации — немецкую и русскую), чтобы действовать наравне с ведущим циркачём. Согласитесь, что одного номера графини Вердье явно ведь мало на часовой первый акт? Совершенно пропал чудесный дуэт графини и мистера Икс, в котором зарождается их чувство. Объяснить «пропажу» можно только тем, что оригинальное либретто оказалось переписанным Алексеем Иващенко так, что некоторые герои совершенно поменяли мотивацию. Мистер Икс, например, совершенно не влюблен в графиню и, напротив, демонстрирует неприятие её — так действительно, зачем здесь любовный дуэт?
На этом фоне музыкальных купюр инициатива неожиданно перешла к артистам второго плана, первоначально обходившихся даже без музыкальных номеров: эксцентричной парочке владелицы кафе и её помощника Пеликана в исполнении Елены Моисеевой и Павла Любимцева, а также введённого нового персонажа (почти сыщика, даже внешне напоминающего Пуаро) Пуссона, которого сыграл Ефим Шифрин. Их выходы и мастерская игра вызывали в зале особый интерес, а то, что драматические актёры вполне прилично ещё и спели напоследок — возвращало наконец мюзиклу мюзиклово.
Массовая сцена с Максимом Заусалиным (мистером Икс) на первом плане. Фото Дениса Демкова
Адаптировать оперетту под мюзикл оказалось не так просто — слишком велика временная дистанция, наконец — меняются запросы общества, темы и музыкальные тренды, которые именно мюзиклу как актуальной художественной форме под силу отразить.
Кажется, этот жанр, переживающий в последнее десятилетие в Москве (и Петербурге) настоящий бум требует не столько адаптаций, сколько оригинальной продукции — зарубежной, российской. И кому как не Московскому театру мюзикла, обладающему исполнительскими, созидательными, наконец административными ресурсами — развивать этот жанр в ногу со временем? Другое дело, что это самое время ставит мюзикл в России в сложное положение, поскольку международный опыт и коллаборации здесь едва ли заменимы. Примет ли на себя этот вызов Театр мюзикла, хотелось бы узнать и оценить в обозримом будущем — и не только в столице.
Елена Прыткова
P. S. Фото взяты с сайта театра
teamuz.ru и из группы Ростовского музыкального театра (автор — Денис Демков)
vk.com/rgmteatr