В канун старого Нового года впервые в Нижнем Новгороде выступил с гастролями камерный хор Астраханской филармонии. Приняв участие в Рождественском хоровом соборе, коллектив в этот же день представил в зале университета и свою сольную, более чем часовую, программу «Популярная классика и не только…». Богатырской крепостью астраханцев остается только восхищаться, учитывая автобусные переезды и предшествовавший нижегородскому концерт в Саратове.
Камерный хор Астраханской филармонии. Справа — дирижер Татьяна Рекичинская. Фото Игоря Головизнина.
В сущности небольшой (всего 16 участников!) хор представил достаточно разнообразную программу, в которой показал свою всеядность — здесь нашлось место и признанным классикам (Моцарт, Шуберт, Варламов, Чайковский), и «вечнозеленым» композициям Дунаевского-сына, Окуджавы, Зацепина, Таривердиева. Правда, многие классические вещи программы были спеты в современных аранжировках некоего господина Серкова и концерт, по сути, превратился в этакий бенефис петербургского музыканта, чья манера с легкостью узнается, обращается ли он к Чайковскому, или к Шуберту, или к Зацепину… Некоторые композиции от этого, в общем, не страдают, но в иных случаях возникает странный диссонанс — так, «Любимый цвет» из «Прекрасной мельничихи», песня, у Шуберта играющая смысловыми контрастами и не без горькой иронии, превращается здесь в изящную безделицу, именно так и преподнесенную хором. В принципе, так же и с Чайковским («Средь шумного бала»), пересластить которого достаточно сложно, но аранжировщику все же удалось.
На концерте 13 января в старом актовом зале ННГУ. Фото Игоря Головизнина.
Концерт поразил не только обилием аранжировок одного автора, но и большим креном в сторону инструментальной музыки (представленной, естественно, аранжировками). Присутствие некоторых из них, в общем, понятно (тот же «Полет шмеля», дабы поразить публику виртуозностью, впрочем не идеальной), но некоторые вещи, представляется, не так хорошо ложатся на голос, им как бы недостает вокальности (Рио-рита, Полонез Огинского, Турецкое рондо Моцарта, Венгерский танец Брамса, Танец маленьких лебедей). Первые номера концерта — «Зима» Шамо, «Буря мглою» Даргомыжского — гораздо в большей степени продемонстрировали и качество вокала, и слаженность ансамбля, и тонкий контакт дирижера Татьяны Рекичинской с хористами, чем все эти кунштюки вместе взятые. Конечно, хотелось бы оценить хор, который в Нижнем слышат впервые, именно в таком оригинальном репертуаре, тем более что подобные программы, как отметила ведущая концерта, у коллектива имеются.
Стоит отметить, что астраханский хор производит весьма благоприятное впечатление — прежде всего своим мужским составом. Их сильные, темброво насыщенные голоса, помноженные на артистичность участников, составляют, с одной стороны, украшение концерта, а с другой заставляют желать подобного вокала и с женской стороны. Когда этот баланс бывал достигнут (путем «приглушения» мужской группы), исполняемые композиции звучали очень выразительно — одной из таких песен стала «Love is blue», превратившаяся из «попсовой» в почти старинный мадригал (несомненная удача Михаила Серкова!)
В целом, программа, как видимо и задумывали исполнители, получилась достаточно легкой и незагрузной (возможно, по контрасту с выступлением на Соборе). И вот с таким стилем концерта весьма странно сочетался конферанс, который один из участников хора взял на себя. Излишне официальный тон вкупе с громоздкостью словесных конструкций создавали, в общем, комический эффект — не думаю, что намеренно, скорее таков местный подход к подобным вещам в южном уголке необъятной нашей родины.
Автор — Елена Прыткова
Комментарии
Reinhardt, M?nchen, 23 января 2017:
Когда музыковед берется рассуждать об исполнителях, не всегда это удается. Яркий пример - данная рецензия.
Начнем с того, что "некий господин Серков" - яркая личность в хоровой сфере Петербурга. Долгое время он был руководителем ярчайшего российского акапелла-проекта ReMake. Для которого писал потрясающие обработки классики и популярных песен. Гугл в помощь.
Далее. О кунштюках. Аранжировщики, часто перекладывая инструментальную и вокальную музыку на хор, ищут новые, уникальные способы звучания. Цель - представить свое видение произведения, а не сделать его максимально приближенным к оригиналу. В общем, дело вкуса, но Вы, Елена, не делитесь пристрастиями, а навязывание свою точку зрения.
О программах. Современную публику классикой сильно не удивишь, Вам ли не знать. И в череде серьезных концертов, коих в Нижнем хватает на всех концертных площадках в изобилии, публика нередко хочет отдохнуть на приятной, гармоничной программе. Если первый контакт нового коллектива с публикой происходит серьезным макаром - какова вероятность, что следующий приезд хора соберет достаточное количество слушателей? Да, есть определенная группа ценителей классического хорового искусства. Да, есть студенты разного уровня учебных заведений, которым, по большому счету, наплевать на концерты какого-то приезжего хора, но кто-нибудь, да придет. Да, есть профессиональные хоровики. Но сколько слушателей получится в Нижнем Новгороде из этих трёх категорий? Выступать надо, конечно, для любого количества публики. Но не стоит забывать о хлебе нашем насущном.
О конферансе. Они вообще разные бывают, а Родина наша велика. И говор Вологды будет радикально отличаться от диалекта Калининграда, Комсомольска-на-Амуре, Перми и прочих. Южане - вот такие. Зачем на этом акцентировать внимание? За этим стоит намек отдельно взятых нижегородцев на столичность. Хотя, и НН - не Москва и Петербург, и столицы нашпигованы жителями со всего света.
В общем, Елена, сбавили бы Вы обороты. Грустно и неприятно.
Елена Прыткова, 13 февраля 2017:
Мне, напротив, приятно - отзыв показывает, что вы прочитали очень внимательно рецензию, правда под определенным углом зрения - т.е. выудив из нее только критические моменты (как ни странно, но положительные вещи, сказанные о хоре, остались без внимания). Вы правы - мне есть с чем сравнивать в хоровом искусстве и неудивительно, что выступление астраханцев я рассматриваю "как есть" (правда, на мой взгляд, это очень мягкая критика и обижаться на нее даже как-то странно).
inga-majorova, 19 января 2017:
Великолепный разбор. Но насчет "местного подхода" - "слющяй, абыдно", нет? (здесь смайл)
Рецензия на рецензию, 20 января 2017:
Я бы охарактеризовала данную рецензию, как профессиональную, независимую и цельную. Профессиональная, потому что это на самом деле отличный детальный разбор. Независимая, потому что лишена суетливой оглядки " как бы кого не обидеть". Побольше бы таких крепких материалов.
Елена Прыткова, 21 января 2017:
Спасибо, Инга, на добром слове. Насчет концовки - ну так выразила, пришлось поискать слова (здесь смайл)